Как рождалась Донецкая Народная Республика
Как проходил штурм Донецкой ОГА – к 10-летию ДНР, которое мы празднуем сегодня, написал специально для @wargonzo наш оператор Павел Чуприна, который являлся не просто свидетелем, но и непосредственным участником событий.
Штурмов донецкой ОГА было три – первый, как сейчас помню, состоялся ещё 3-го марта, т.е. с началом массовых митингов и всей Русской весны. Тогда мы были полны решимости, но у нас не было ни малейшего опыта и понимания как действовать дальше – в итоге с наступлением вечера народ просто разошёлся по домам и здание ОГА снова перешло под контроль милиции. Курьёзно, но факт.
К слову, охрана у здания была символичная – несмотря на внешний грозный вид, в шеренгах под шлемами были видны лица простых донецких пацанов, которые никакой злобы к митингующим не испытывали и периодически подхихикивали. Растолкать такие редуты было несложно – хороший напор и ты у цели. Дубинки, светошумовые гранаты и прочие средства не применялись.
Роковой штурм администрации, запустивший механизм создания новой Республики, состоялся 6-го апреля, но тогда уже был разработан конкретный план действий: в кабинетах обустраивались ночлежки, в холле соорудили буфет, а в конференц-зале давали комментарии для российской и иностранной прессы. К слову, тогда на баррикадах я здорово подтянул свой английский! Как позже рассказывали руководители новой страны, текст декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики был написан ночью с 6-го на 7-е апреля в здании ОГА.
На следующий день, 7-го апреля в сессионном зале собрались активисты и просто неравнодушные граждане. Народные избранники к тому времени разбежались и самоустранились от выполнения какой-либо депутатской работы. Власти Донецка отключили подачу в здание электричества, воды и тепла, поэтому по залу словно светлячки разносились огоньки от телефонов и фонарей. Все сидящие и стоящие места были заполнены, много людей собралось и на площади перед зданием – все ожидали какого-то исторического заявления. Места в президиуме заняли лидеры общественных организаций и те, кто всегда находился в авангарде митингующих масс, а за трибуну встал Владимир Макович – один из самых колоритных лидеров протеста. Его длинная седая борода добавляла ему образ некоего философа и теоретика – было в нём что-то от Энгельса и Маркса. Далее было провозглашение ДНР, шквал оваций, крики «Россия! Россия!» и решение о проведении референдума. Эмоции переполняли! На память о том историческом дне мне остался этот памятный снимок, где я сижу в зале справа.
*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4276 3801 4149 1378