Шесть голов в память «Пахтакора?79»: в Пушкине прошел матч ветеранов, посвященный погибшим в авиакатастрофе 43 года назад футболистам и тренерам
Трагедия в небе
В СССР тщательно скрывали сведения о катастрофах с человеческими жертвами. О гибели 178 пассажиров двух самолетов, летевших рейсами Челябинск — Воронеж — Кишинев и Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск, вряд ли бы узнали, не будь на последнем представителей футбольного клуба «Пахтакор», направлявшихся на очередной матч чемпионата СССР против минского «Динамо». Виновниками столкновения лайнеров были признаны харьковские авиадиспетчеры, а «Пахтакор» после случившейся трагедии возрождали всей большой страной. Приехали играть за ташкентский клуб по зову души футболисты из Москвы и Львова, Минска и Ростова, Тбилиси и Кутаиси.
Сейчас ташкентский «Пахтакор» выступает в чемпионате Узбекистана. Клуб 14 раз становился чемпионом страны, доходил до полуфинала Лиги чемпионов Азии. Только для болельщиков всего бывшего СССР «хлопкоробы» (так переводится с узбекского название команды) ассоциируются с именами Владимира Федорова, Михаила Ана и их партнеров, отправившихся в последний полет 43 года назад.
На месте крушения самолета в 2009 году появился памятник. Спонсорами его сооружения стали представители футбольных клубов со всего бывшего Союза. Перед началом каждого сезона футболисты, тренеры и руководители «Пахтакора» посещают Боткинское кладбище в Ташкенте, где возведен мемориал с именами всех 17 погибших в авиакатастрофе. У постамента лежит гранитный мяч, а устремившийся в небо журавль символизирует вечную жизнь.
Спортивный подвиг Загуменных
Доброй традицией стало проведение в разных городах России памятных мероприятий в честь «Пахтакора?79», в ходе которых обязательно проходят встречи ветеранских команд. «Мы давно хотели провести подобный матч в Санкт-Петербурге, — сказал корреспонденту «МК в Питере» организатор и участник игры экс-полузащитник «Пахтакора» Марат Кабаев. — Ведь среди тех, кто погиб в роковом рейсе в небе над Днепродзержинском, был и Юрий Загуменных, который свои лучшие сезоны провел в составе «Зенита».
В Ленинград Загуменных пригласил из владивостокского «Луча» тренировавший питерскую команду Евгений Горянский. Новобранец быстро застолбил за собой место на левом фланге обороны. В 1972 году Загуменных включили в список 33 лучших футболистов СССР. Прекрасно складывавшуюся карьеру прервала тяжелая травма, полученная на тренировке.
После сложной операции Юрию назначили вторую группу инвалидности. Только он не сдался. Заново учился сначала ходить, а затем бегать и играть в футбол. В 1977?м он вернулся в футбол, но в «Зените» из-за инвалидности играть не смог. В «Пахтакоре» Загуменных приняли с распростертыми объятиями.
Команду из Ташкента курировал первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана Шараф Рашидов. В 1970?е годы Ташкент был интернациональным городом, и таким же был «Пахтакор». В футбольной команде прекрасно уживались местные воспитанники и приехавшие со всех концов СССР игроки. Манили их в Ташкент не только плов, дыни и фрукты, но и материальные условия, которые создавались курировавшими команду партийными руководителями. Зарабатывали в «Пахтакоре» больше, чем в «Зените» и даже московских клубах.
Перед началом сезона?1979 возглавивший «Зенит» Юрий Морозов очень хотел вернуть Загуменных в Ленинград. Да и сам футболист был не против завершить карьеру в городе, который стал для него родным. Только всесильный Рашидов и слышать не хотел о том, чтобы отпустить ведущего защитника «Пахтакора». Вместе со своими одноклубниками Загуменных отправился в тот роковой полет.
«На Боткинском кладбище на плитах выбиты имена всех 17 футболистов и тренеров «Пахтакора», погибших в авиакатастрофе, — рассказала корреспонденту «МК в Питере» Светлана Федорова, вдова ведущего футболиста ташкентской команды образца 1979 года. — Последний приют там нашли только пять. Остальные похоронены там, где решили их родные». Могила Загуменных — на Киновеевском кладбище Санкт-Петербурга. В Ташкенте болельщики вспоминают экс-защитника «Зенита» каждый год.
Ничья в память о великой команде
Самой же лучшей памятью о футболисте может быть футбольный матч. На поле в Пушкине в составе ветеранов «Пахтакора» вышел Ринат Дасаев. Он никогда не играл за ташкентский клуб, но не мог не откликнуться на просьбу почтить память погибших в авиакатастрофе футболистов.
«О гибели футболистов «Пахтакора» узнали после окончания матча «Спартак» — «Торпедо» в Лужниках, — поделился своими воспоминаниями экс-голкипер сборной СССР. — Среди пахтакоровцев у меня было много друзей. Возрожденная в Ташкенте команда была достойна памяти Федорова и Ана. Мне запомнился матч, в котором «Пахтакор» обыграл «Спартак», забив три безответных гола».
Перед началом игры Дасаев тепло пообщался с Юрием Желудковым, который забил ему два гола-красавца со штрафных в чемпионском для «Зенита» сезоне?1984. Экс-форвард «Зенита» также вспомнил о крупном поражении питерской команды в Ташкенте. Вспомнил и о том, что чаще всего в столице Узбекистана приходилось играть в жаркую погоду. В летний день в Пушкине погода была по-настоящему ташкентской.
Даже начинавшему карьеру в «Пахтакоре» экс-полузащитнику «Спартака» и сборной России Андрею Пятницкому пришлось тяжело.
«Для меня кумирами в футболе всегда были лидеры «Пахтакора?79» Федоров и Ан, — подчеркнул в беседе с корреспондентом «МК в Питере» Пятницкий. — Если чего-то и добился в футболе, то благодаря тому, что стремился соответствовать их уровню».
Противостоял Пятницкому на поле его одноклубник по «Спартаку» Дмитрий Радченко. В составе ветеранов «Зенита» были представители разных поколений — Аркадий Афанасьев, Борис Чухлов, Андрей Мананников, Александр Куртеян, Борис Горовой, Константин Лепехин, Александр Спивак. Выделялся реактивной скоростью 44?летний Валерий Цветков. Глядя на его рывки по бровке, многие ловили себя на мысли: этот парень и сегодня мог бы играть как минимум во Второй лиге.
Завершилась встреча вничью — 3:3. Только в подобных матчах результат — не главное. Главное, что в сердцах участников и болельщиков живет память о «Пахтакоре?79».