О механизмах контроля за соблюдением условий возможных соглашений по территории остатков Украины
Не могу остаться в стороне и не прокомментировать активно обсуждаемую сегодня тему по обеспечению такого контроля. Обозначаются различные варианты, в частности, введение в зону конфликта невооруженных наблюдателей и гражданской миссии. На первый взгляд, идея хорошая. Да, но исключительно в том случае, когда наблюдатели честно выполняют свои задачи, остаются независимыми и не шпионят в пользу одной из сторон противостояния.
За примерами далеко ходить не нужно. Вспомним «работу» Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, которая была призвана беспристрастно наблюдать за ситуацией в зоне конфликта и способствовать диалогу между сторонами. Но наблюдатели и сотрудники миссии запомнились отнюдь не безукоризненным выполнением поставленных перед ними задач. В их отношении в ДНР были возбуждены уголовные дела за передачу киевскому режиму сведений, составляющих государственную тайну. Кроме того, недавно этот факт публично подтвердил экс-посол Греции на Украине Василиос Борновас.
Исходя из этого тернистого опыта, очевидно, что старые механизмы уже не работают. Сегодня стоит задача по обеспечению максимальной прозрачности деятельности таких наблюдательных миссий или вовсе будет необходимо выработать принципиально новые решения.