Такие показатели зафиксированы в паспорте национального проекта «Инфраструктура для жизни», который был утвержден в начале 2025 года. Данный нацпроект разработан в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и будет направлен на решение целого спектра задач по развитию дорожно-транспортного комплекса РФ.

15 и 16 февраля на стратегической сессии Федерального дорожного агентства «Перспективы развития дорожной деятельности до 2035 года» были обозначены ключевые направления работы в рамках нового нацпроекта.

  • Не менее 85 % федеральных и 60 % региональных трасс РФ будут в нормативе до конца 2030 года
  • Не менее 85 % федеральных и 60 % региональных трасс РФ будут в нормативе до конца 2030 года
  • Не менее 85 % федеральных и 60 % региональных трасс РФ будут в нормативе до конца 2030 года
  • Не менее 85 % федеральных и 60 % региональных трасс РФ будут в нормативе до конца 2030 года
  • Не менее 85 % федеральных и 60 % региональных трасс РФ будут в нормативе до конца 2030 года
  • Не менее 85 % федеральных и 60 % региональных трасс РФ будут в нормативе до конца 2030 года
  • Не менее 85 % федеральных и 60 % региональных трасс РФ будут в нормативе до конца 2030 года
  • Не менее 85 % федеральных и 60 % региональных трасс РФ будут в нормативе до конца 2030 года

Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин отметил, что сейчас, когда завершился национальный проект «Безопасные качественные дороги» и начался новый, «Инфраструктура для жизни», важно определить стратегию развития дорожного хозяйства не только до 2030 года, но и на последующий плановый период.

Вице-премьер отметил, что за шесть лет реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» построено, реконструировано и отремонтировано более 160 тыс. км дорог. Говоря о планах, он подчеркнул, что в приоритете — приведение в нормативное состояние существующих дорожных объектов, особенно на участках с высокой интенсивностью движения. Что касается возведения новых объектов, то необходимо активизировать работу по привлечению внебюджетных источников финансирования, а также использовать механизм софинансирования.

«Завершившийся национальный проект «Безопасные качественные дороги» стал самым узнаваемым и самым поддерживаемым проектом у населения нашей страны. И очень хотелось бы, чтобы этот тренд на протяжении следующих шести лет продолжался», — подчеркнул Марат Хуснуллин.

Министр транспорта РФ Роман Старовойт отметил, что ключевая миссия работников дорожно-транспортного комплекса — создание самой эффективной в мире транспортной системы. Первостепенная ценность для каждого специалиста дорожного хозяйства — это комфорт и безопасность пользователей автодорог, а приоритетное видение — доступный транспорт для каждого.

В свою очередь первый заместитель Министра внутренних дел РФ Александр Горовой акцентировал внимание на необходимости снижения смертности в ДТП в полтора раза к 2030 году и в два раза — к 2036 году. В числе мер, способствующих достижению данного показателя, отмечены совершенствование технологий и материалов, используемых при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции федеральных трасс, а также доведение автодорог до четырех полос, разделение транспортных встречных потоков, установка средств регулирования дорожного движения.

Кроме того, было обозначено, что создание умной, экологичной и интегрированной транспортной системы, соответствующей мировым стандартам, невозможно без планомерного развития сети автодорог.

Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, рассказывая о программе дорожной деятельности на период до 2035 года, обратил внимание на необходимость выполнения всех задач, поставленных Президентом и Правительством РФ. В их числе — доведение до конца 2030 года показателя автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 85 %, увеличение доли дорог опорной сети в нормативе до 85 %, а такого же показателя у региональных трасс — до 60 %.

Вместе с тем, по словам руководителя ведомства, будет продолжена работа по развитию многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ) на федеральной дорожной сети. «В этом направлении уже достигнуты положительные результаты, большое число объектов дорожного сервиса (ОДС) обеспечивает весь необходимый спектр сервисных предложений для пользователей автодорог», — подчеркнул Роман Новиков.

  • Не менее 85 % федеральных и 60 % региональных трасс РФ будут в нормативе до конца 2030 года
  • Не менее 85 % федеральных и 60 % региональных трасс РФ будут в нормативе до конца 2030 года
  • Не менее 85 % федеральных и 60 % региональных трасс РФ будут в нормативе до конца 2030 года
  • Не менее 85 % федеральных и 60 % региональных трасс РФ будут в нормативе до конца 2030 года
  • Не менее 85 % федеральных и 60 % региональных трасс РФ будут в нормативе до конца 2030 года

Отдельно стоит отметить тенденцию к развитию внутреннего туризма на территории РФ. В условиях растущего пассажиропотока работникам дорожной отрасли особенно важно привести к нормативному состоянию федеральные трассы, ведущие к популярным туристическим объектам.

Приоритетными тенденциями Росавтодора в части реализации нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» названы безопасность дорожного движения, внедрение искусственного интеллекта, наращивание технологического потенциала, формирование кадрового резерва дорожного хозяйства.

По словам президента, председателя правления ПАО «Сбербанк России» Германа Грефа, использование и развитие современных цифровых технологий имеет огромное значение для всей экономики нашей страны, в особенности — для дорожно-транспортного комплекса РФ. «Искусственный интеллект — это не просто технология будущего, а уже реальность сегодняшнего дня. В частности, создается беспилотный транспорт, а также разрабатываются и внедряются технологии, позволяющие управлять таким транспортом. Среди ожидаемых эффектов — снижение аварийности и смертности в результате ДТП», — рассказал спикер.

В дорожном хозяйстве умные технологии становятся важным инструментом для улучшения качества жизни в городах, снижения затрат на содержание дорог и обеспечения безопасности на них. Среди ключевых направлений — мониторинг состояния дорожной сети, внедрение интеллектуальных транспортных систем, создание цифровых двойников дорог.

В рамках нового нацпроекта по поручению Президента РФ продолжится разработка мастер-планов развития крупных и малых городов. Данный спектр деятельности направлен на стимулирование перспективных отраслей экономики, создание новых рабочих мест и повышение качества жизни населения в целом. Опытом работы в этом направлении поделился губернатор Амурской области Василий Орлов.

Как отметил глава региона, по поручению Президента РФ разработано 25 мастер-планов для городов Дальнего Востока, из них 4 — на территории Приамурья: для Благовещенска, Белогорска, Свободного и Тынды. В этих городах проживает порядка 400 тыс. человек.

В частности, ключевые сферы развития Благовещенска — логистика, туризм, комплексные проекты жилищного строительства и образования. А среди основных проектов — новый международный межвузовский кампус, роддом, креативный кластер, современные проекты жилой застройки, обновление инфраструктуры ЖКХ и газификация и многое другое.

Еще одна важная задача — исполнение поручения главы государства по улучшению качества среды для жизни в опорных населенных пунктах (ОНП) на 30 % к 2030 году и на 60 % — к 2036 году. О необходимости исполнения Указа Президента РФ в части развития ОНП говорит также директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Мария Синичич.

Так, опорную сеть населенных пунктов, расположенных на территории РФ, инфраструктуру которых будут модернизировать в рамках нацпроекта, составляют 2 160 ОНП.

Развитие региональной и муниципальной дорожной сети — еще одна актуальная задача, которая будет реализована в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Кроме того, перед специалистами дорожного хозяйства поставлена сложная, но выполнимая цель — это соблюдение паритета между новыми объектами строительства и текущим содержанием автодорог.

Еще одно востребованное направление совместной работы всех звеньев дорожно-транспортного комплекса РФ — повсеместное восстановление инфраструктуры и строительство автодорог в Луганской и Донецкой народных республиках, Херсонской и Запорожской областях. Результатом работы в этих субъектах РФ станет улучшение транспортной доступности и, как следствие, улучшение благосостояния населения.

Повышение производительности труда и формирование кадрового резерва — вызов, продиктованный потребностью в развитии дорожного хозяйства. Как отмечает заместитель Министра транспорта РФ Константин Пашков, число работников транспортного комплекса РФ на сегодняшний день составляет более 4,8 млн человек, из них работники дорожного хозяйства — 244 тыс. человек. Константин Пашков акцентировал внимание, что на территории РФ функционирует 67 организаций высшего образования, реализующих подготовку кадров для транспортной отрасли, среди них и созданная по инициативе Росавтодора и при поддержке Министерства транспорта РФ Академия дорожного хозяйства Российского университета транспорта (МИИТ). Он подчеркнул, что имеется необходимость создания методических рекомендаций по подготовке программы обучения специалистов дорожного хозяйства для вузов РФ.

Реализация ключевых концепций нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни», ориентированных на потребности граждан РФ, будет способствовать не только созданию безопасной и качественной инфраструктуры, но и выходу на совершенно иной технологический уровень, а также цифровой трансформации дорожно-транспортного комплекса. Еще одним фактором формирования комфортной среды для жизни станет обновление сети общественного транспорта и разработка новых маршрутов поездок. Развитие материально-технической базы, внедрение новых компонентов дорожных материалов, научные исследования — всё это ведущие направления деятельности в рамках нацпроекта. Кроме того, меры, обозначенные в качестве приоритетных для формирования кадрового резерва дорожного хозяйства, позволят привлечь всё больше квалифицированных специалистов и стимулировать их дальнейшее трудоустройство.