Крымский Референдум 1991 года предопределил возвращение полуострова в состав РФ – Цеков. Восстановление Крымской АССР на референдуме 20 января 1991 года предопределило бескровное возвращение Крыма в Россию.

Об этом в эфире «Радио Крым» заявил первый вице-спикер Госсовета Крыма Сергей Цеков, передает корреспондент «ПолитНавигатора».

«Это для новейшей истории Крыма - ключевое событие: не был бы восстановлен тогда статус автономии, большой вопрос, как бы у нас всё получалось в 2014 году.

Мы бы в любом случае вернулись в состав России. Но легитимность решений 2014 года определяется тем, что мы восстановили Крымскую автономную советскую социалистическую республику, позже - Республику Крым. И этим, я считаю, обусловлено то, что в 2014 году все происходило довольно гладко и спокойно.

Если бы мы были Крымской областью, то большой вопрос, обладали бы органы власти законными полномочиями для проведения каких-то решений, и сам референдум, скорее всего, невозможно было бы проводить. И для многих стран даже без глубокого проникновения в государственное устройство Крыма и Украины было понятно, что если мы автономия, значит, мы имеем возможности для самоопределения.

Уже в других регионах, в Донецкой и Луганской областях, всё пошло по пути серьёзнейшего конфликта», - подчеркнул Цеков и добавил, что результаты референдумов 1991 года и 2014 года приблизительно одинаковы.

Первый в истории СССР референдум проводился на основании «Временного положения о референдуме» и Декларации о правовом статусе Крыма от 12 ноября 1990 года.

В бюллетене был один вопрос – «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта СССР и участника Союзного договора?» с вариантами ответа «да» или «нет».

Голосовали жители Крыма и Севастополя. Из 81,37% населения «За» проголосовали 93,26%. Несмотря на явное желание крымчан выйти из состава УССР, в Киеве приняли закон «О восстановлении Крымской АССР в составе УССР» 12 февраля 1991 года, тем самым поправ волеизъявление крымчан. Позднее украинские политики ссылались на отсутствие закона о местных референдумах в СССР.