В Республике Татарстан прошла церемония закрытия Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2024». По итогам финальных испытаний победителями стали учитель начальных классов и бурятского языка Республиканского бурятского национального лицея-интерната № 1 г. Улан-Удэ Республики Бурятия Светлана Раданжапова и воспитатель Башкирского детского сада № 18 г. Уфы Республики Башкортостан Алия Ишдавлетова.

Победителем конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2024» стала педагог бурятского языка Светлана РаданжаповаПобедителем конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2024» стала педагог бурятского языка Светлана РаданжаповаПобедителем конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2024» стала педагог бурятского языка Светлана РаданжаповаПобедителем конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2024» стала педагог бурятского языка Светлана РаданжаповаПобедителем конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2024» стала педагог бурятского языка Светлана РаданжаповаПобедителем конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2024» стала педагог бурятского языка Светлана РаданжаповаПобедителем конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2024» стала педагог бурятского языка Светлана РаданжаповаПобедителем конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2024» стала педагог бурятского языка Светлана РаданжаповаПобедителем конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2024» стала педагог бурятского языка Светлана РаданжаповаПобедителем конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2024» стала педагог бурятского языка Светлана Раданжапова

Награду учителю вручил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

«Хочу поздравить всех с выходом в финал Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и литературы». Мы проводим конкурс третий год подряд и видим, что растет число регионов, представленных на нем. В этом году здесь собрались участники из 79 регионов. Наша страна славится национальным многообразием. И конечно, его нужно поддерживать и развивать, чтобы ребята знали свою культуру и историю. Вы, учителя и воспитатели, – хранители национальных традиций. И хочу вас поблагодарить за то, что вы для себя выбрали этот путь», – сказал Сергей Кравцов.

Он добавил, что на конкурсе соревнуются как учителя, так и воспитатели, и предложил переименовать его в «Лучший учитель и воспитатель родного языка и родной литературы».

Приз воспитателю вручила заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Лейла Фазлеева. Она поблагодарила Минпросвещения России за организацию конкурса и поздравила всех участников-воспитателей с наступающим Днем дошкольного образования.

Второе место разделили Лейла Гарифзянова, учитель татарского языка гимназии № 19 г. Казани Республики Татарстан, и Екатерина Балакаева, педагог дополнительного образования детского сада № 24 г. Элисты Республики Калмыкия. Третье место заняли Ольга Мазурова, учитель родного русского языка школы № 77 г. Липецка Липецкой области, и Ольга Бутенко, воспитатель Шахтерского яслей-сада № 4 г. Шахтерска Донецкой Народной Республики.

Конкурсные испытания педагогов проходили в Казани с 17 сентября. Конкурсанты продемонстрировали жюри свои практики организации обучения и воспитания, провели урок родного языка для выбранной группы школьников.

В 2024 году охват конкурса увеличился: в нем приняли участие 112 педагогов – носителей 37 языков народов России. Это в том числе русский, татарский, чеченский, башкирский – самые крупные языки по численности носителей. Также представлены и малые языки: вепсский, долганский, корякский, нанайский, ненецкий, нивхский, удэгейский, хантыйский, шорский и эвенкийский.

Два победителя конкурса получили подарки от партнеров конкурса – банка ВТБ и Российского общества «Знание».

В рамках рабочей поездки в Татарстан Министр просвещения РФ Сергей Кравцов встретился с лауреатами конкурса – педагогами из Москвы, Санкт-Петербурга, Карачаево-Черкесии, Коми, Карелии, Бурятии, Башкортостана, Татарстана, Чувашии, Чечни, а также Краснодарского, Пермского краев, Брянской, Курской, Липецкой областей.

Они обсудили вопросы преемственности между детским садом и школой при изучении родного языка, а также роль родителей в популяризации и повышении интереса к изучению родных языков.

Учителя задали вопросы об организации полилингвального образования и в разных регионах страны, а также о мерах поддержки системы полилингвального образования.

Глава Минпросвещения России вручил ведомственные награды педагогам. Нагрудный знак «За верность профессии» получила учитель карачаево-балкарского языка в средней школе № 2 села Учкекен Карачаево-Черкесской Республики Мариям Чотчаева. Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования отмечена заместитель директора, учитель русского языка и литературы Физико-математического лицея № 17 городского округа Донецк Анна Калугина.

Кроме того, Сергей Кравцов предложил финалисту конкурса, воспитателю из Республики Башкортостан Алии Ишдавлетовой, принять участие в разработке Концепции развития дошкольного образования на период до 2030 года, с тем чтобы в документе было уделено внимание изучению родных языков.

Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» проводится Министерством просвещения Российской Федерации с 2022 года. Оператор – Институт родных языков.

В 2022 году победителем конкурса стала учитель осетинского языка Яна Бекоева из Республики Северная Осетия – Алания, а в 2023 году – учитель родного русского языка из Владимирской области Артем Гусев. В 2023 году в финале конкурса приняли участие представители 75 регионов – носители 30 родных языков народов Российской Федерации.

Партнерами профессионального состязания в 2024 году выступили банк ВТБ, Ассамблея народов России, банк ДОМ.РФ, Российское общество «Знание», Научно-справочный портал «Грамота.ру», Ассоциация «Народные художественные промыслы России» и Союз женщин России.