Композитор Алексей Сергунин: Художник в России – жрец, а не шоумен

01.09.2024, 09:09
Читать на сайте News-donetsk.ru

В эти дни Донецкий симфонический оркестр имени Сергея Прокофьева работает над первой симфонией о долгой войне в Донбассе – "Донбасской симфонией" пианиста и композитора Алексея Сергунина

Алексей Сергунин – автор музыки к фильмам, спектаклям о русском казачестве и первой в мире оперы о легендарном докторе Фёдоре Петровиче Гаазе, а также многих других произведений. В своем блоге и телеграм-канале композитор рассказывает об академической (которую все привыкли ошибочно называть "классической") музыке простыми и увлекающими словами, понятными любому.

Об этом произведении, созданием театральной и киномузыке, а также о Донбассе, Дмитрии Шостаковиче, военной поэзии и музыкальном метамодерне композитор рассказал в интервью изданию Украина.ру.

– Алексей, сейчас вы находитесь в Донецке и репетируете с филармоническим оркестром первые части вашей "Донбасской симфонии". Поговорим, конечно же, о ней, но начать я хотела с абстрактного вопроса: если я не ошибаюсь, вы в Донецке впервые – как звучит Донбасс? Какая у вас музыкальная ассоциация? Как вообще звучит эта война и вся наша текущая ситуация?

– Я бы охарактеризовал это ровно теми же словами, которыми назвал части своей симфонии. Цикл четырехчастный: первая часть посвящена шахтерам, достижениям советских людей. Вторая часть – военным, участникам СВО, но там есть и отсылки к [Дмитрию] Шостаковичу, связь со Второй мировой.

– Вы сейчас говорите, конечно, о Ленинградской симфонии?

– В том числе. Но я имею в виду не только ее. Третья часть моей симфонии – Чакона, ее я посвятил лично (скрипачу – Ред.) Петру Лундстрему. Меня впечатлил эпизод, когда он играл Чакону [Иоганна Себастьяна] Баха во время обстрела.

Четвертая часть – это будущее. Будущее – это, конечно, победа, но это самая сложная часть, потому что вариантов будущего может быть очень много. Я еще сочиняю её.

На мой взгляд, так сейчас звучит Донбасс и вся Россия. В общем-то, мы постепенно ищем и обретаем идеологию, в том числе и в культурной сфере, но долгое время все находились как будто бы во сне.

– У меня много вопросов о симфонии. В частности, о программности и о том, что вы включили в нее хор. Если я не ошибаюсь, вы писали, что во второй части использовали текст Анны Долгаревой. Расскажите обо всем этом.

– Хор включен во все части симфонии. В первой части, посвященной шахтером, мне хотелось написать что-то вроде гимна, поскольку, честно говоря, мне кажется, что шахтеров всегда как-то несправедливо обходили. С одной стороны, музыкальное наследие, посвященное шахтерам, существует, но оно узкоспециально, и у меня всегда складывалось ощущение, будто это шахтеры пишут для шахтеров. Не так уж много мне удалось найти произведений, которые бы рассказывали о них светским языком человеку, который никогда не был на шахте.

– На ум приходит только опера "Молодая гвардия" Юлия Мейтуса, но это и другая тема…

– Да, верно. С поэзией на эту тему тоже все непросто: она изобилует специальной терминологией. Из всего, что я нашел, мне оказались близки только "Чёрное золото" Владимира] Высоцкого и стихи [Наума] Басовского "Хорошая планета, шар земной", которые я использовал. Там в первой части происходит такой микс стихов, тексты [Владимира] Бутова.

Что касается второй части, в ней я действительно работал со стихами Анны Долгаревой. Хор здесь работает уже по-другому: воет, шепчет, создает специальные эффекты и шумы. Это как раз о "Боге на войне", как здорово сказал Никита Михалков. Вторая часть самая длинная и противоречивая, самая трудная и, как выяснилось, самая захватывающая.

В ней много символики, отсылок: от музыкантов из оркестра я получил обратную связь - тот звуковой фон, который получился, действительно напоминает им звуки войны, которую они слышали все эти годы; есть восьмитактовые повторяющиеся построения – отсылка к тем самым восьми годам, есть оммажи к стилистике Шостаковича. Цитаты я не люблю, предпочитаю именно оммаж – цитату стиля. И, конечно, я не мог не работать с темой "креста".

В третьей части, в "Чаконе" тоже присутствует хор, но слов будто уже не остается никаких: они исчезают, растворяются, превращаются в чистый вокализ.

Вы спросили, как мне впервые в Донбассе - это мой второй приезд. Впервые меня взял с собой Пётр Лундстрем год назад. Мы дали несколько концертов – в воинской части и в детской музыкальной школе в Волновахе, уже восстановленной. С момента этой поездки я начал осмысленно, детально и внимательно оформлять симфонический материал.

– У вас ведь еще есть цикл "Донбасские песни", верно?

– Да, цикл появился как естественное сопровождение симфонии. Сочиняя симфонию я осознал, что мне нужно узнать фольклор Донбасса. И так я делал всегда: в особенности, когда сотрудничал с театром танца "Казаки России". Для этого коллектива я написал две крупных работы: спектакли "Пугачёвъ" и "Казаки в Париже". Двухчасовые вокально-хореографические полотна в соединении с электронной музыкой – в смешанном, довольно сложном жанре.

Изучая фольклор Донбасса, я открыл для себя книгу Петра Тимофеева "Протекших дней очарованье", уникальный труд. Посмотрев нотное приложение, прослушав образцы и прочитав тексты я сильно вдохновился. Таким образом, сейчас возникает буквально на глазах фортепианный цикл, который тесно связан с концертом-симфонией тематически: например, тема "Ой, да темно, хмарно на дворе" звучит во второй, военной части.

– В своем блоге вы говорили о минимализме. Со второй половины XX века он почти безраздельно главенствовал в академической музыке, а что сейчас? Вы видите какие-нибудь тенденции движения в другом направлении – не в отказе от привычных форм, ладогармонических структур, этой медиативной репетативности?

– Я бы сказал, что минимализм сам по себе – не уникальное явление. Как бренд он возник в США.

– Вы, конечно, имеете в виду Стивена Райха…

– Да, конечно! Об американском минимализме, как о бренде, все узнали, благодаря Джону Адамсу, Стивену Райху, Филипу Глассу. Но и до того были попытки создавать идейно подобную музыкальную ткань: например, Альфонс Алле и Эрик Сати были первыми минималистами и… даже акционистами.

Минимализм представляется мне двояким и довольно опасным явлением сейчас. Он способен вводить в транс и упрощать слух. С одной стороны, это течение возникло как реакция на переусложненный существовавший музыкальный язык, додекафонию и т.п., но в своей современной формации минимализм подталкивает к подчеркнуто антихудожественному примитивизму текстов и музыки, создает ситуации, когда остаются одни слоги, а контекст слов уродуется, мелодическое развитие отбрасывается, как устаревший способ мышления, а связь с традицией у ортодоксальных минималистов вообще прерывается и становится для них самих, а впоследствии и для их слушателей чем-то неприличным.

Достаточно вспомнить высказывание Эрика Сати о Рихарде Вагнере, всё началось с подобного отрицания прошлого опыта. Со временем минималистское мышление произвело минималистский софт – теперь любой человек, более-менее дружащий с основами логики, может создать простейшую композицию, не имея специального музыкального образования, как минимум может написать бит.

Вот оно - воплощение идеи отказа от традиции (образования и прошлого) в чистом виде. Как результат, эфир заполонили сотни тысяч треков от дилетантов для дилетантов, способствуя еще большей деградации сознания, превращая музыку в мебель, в предмет быта и обихода. К плохому вкусу быстро привыкаешь и он становится незаметен.

Полагаю, все это далеко не безобидно и имеет прямую связь с будущим ИИ, с идеей постепенного замещения человека машиной.

– А ведь минималистическая музыка нас окружает: она звучит буквально везде – в рекламе, зачастую в кино. Человек, который не пойдет в оперный театр или филармонию, слышит именно ее.

– Да. Но дело в том, что крупные, по-настоящему великие произведения, к большому сожалению, работают только в концертном зале, как фильмы [Андрея] Тарковского – на большом экране. Я смотрел "Андрея Рублёва" по телевизору, потом на планшете, а потом сходил в кинотеатр, и это было для меня совершенно новое кино, ничем не похожее на то, что происходило на экране планшета. Только в кинотеатре я всем существом ощутил космическое величие и силу его картин.

Так работает и симфоническая музыка. Единственный способ ее по-настоящему услышать – не полениться и сходить в концертный зал. Вся остальная музыка, в общем, потребляется довольно неплохо с помощью соцсетей.

– Алексей, хотела расспросить вас о киномузыке. (Алексей Сергунин в соавторстве с Леонидом Десятниковым написал музыку к фильму Сергея Ливнева "Ван Гоги" – Ред.) Работаете ли вы сейчас над каким-нибудь проектом? И что вообще интересного происходит в последнее время в киномузыке?

Событием стал, если я не ошибаюсь, взявший "Оскар" фильм Джонатана Глейзера "Зона интересов", а точнее – саундтрек Мики Леви к нему. Что бы выделили вы?

– В целом, этот вопрос напрямую связан с темой минимализма: есть интересные, прорывные, свежие саундтреки, в которых минимализм проявляется так, как, например, у Джона Адамса в концерте "Century Rolls" для рояля с оркестром.

Здорово, когда мы слышим минималистическое музыкальное развитие как в рекламе, скажем, а затем материал постепенно превращается в калейдоскоп, близкий по насыщенности языка к сочинениям [Игоря] Стравинского.

Вследствие своей длительной работы над симфонией, я не особенно слежу за событиями в мире кино, увы.

– А музыка для театра? Работаете сейчас над чем-нибудь?

– Да. Я работаю над проектом, который пока не хотел бы анонсировать.

– У вас есть опера "Доктор Гааз", о святом немецком враче. Насколько я знаю, его история в культуре почти не отображена, в музыке я совсем ничего больше не нашла, а ведь история уникальная. В целом, опера – ваш жанр?

– Когда я ее сочинял, я не думал о жанре как таковом. Я пытался работать со смыслами, они, пожалуй, диктуют форму. На тот момент я сотрудничал с автором либретто – Людмилой Улицкой*, с ней меня познакомила великая Вера Васильевна Горностаева. Тогда я переживал странный и любопытный период в жизни, думал уйти в монастырь, и тут это либретто о святом докторе, которое очень увлекло меня и шокировало. Как будто был знак свыше.

Мне печально, что Улицкая* сейчас находится по ту сторону баррикад. Мне больно от русофобии, тем более сейчас, когда наступило фронтовое время для моей страны, которая всю свою историю только и делала, что жертвовала да спасала.

В самом либретто, тем не менее, содержатся важные, глубокие вещи: по сути это житие святого, рассказ о том, как выдающийся врач, будучи приглашенным в Россию, войдя в высший свет потратил все свое состояние на бедняков и каторжников, чтобы облегчить им жизнь, веруя в Бога и в исправление человеческой души. А еще важно, что это – святой немецкий доктор, помогавший моей стране, – та почва, которая может создать фундамент для союзнических отношений между Россией и Германией. Эта работа по сей день кажется мне актуальной.

– Автор либретто для композитора, работающего над оперой, очевидно очень важен. С кем бы из ныне пишущих авторов вам бы хотелось поработать? Кто вообще вам нравится из современных поэтов, прозаиков?

– Пока я не думал о сотрудничестве с другими авторами. Я очень рад, что Анна Долгарева позволила мне работать с ее текстом.

Сейчас русская поэзия очевидно переживает взлет, поэты-военкоры – движущая сила этого процесса. И не только военкоры, также те, кто пишут о военных действиях – Мария Ватутина, Игорь Караулов и другие.

– Мы косвенно, говоря о минимализме, уже затронули тему о том, как сложно увлечь непосвященного слушателя академической музыкой, привести в филармонию и концертный зал, вернуть такое времяпрепровождение в тренд. Конечно, есть разные приемы перформанса, эпатажа, вроде того, как Людовико Эйнауди играл на леднике или такие произведения, как опера Гласса "Сатьяграха" - ее, кстати, сейчас впервые привезли в Россию, на фестиваль в Нижнем Новгороде.

Что из этого, по вашему мнению, работает? Или нужны другие пути?

– Во-первых, тренд, все же, создается не самими артистами, а их менеджментом. Хорошо, если сами артисты – визионеры и умеют популяризировать то, что они делают, но в России с этим довольно сложно. Возможно, поскольку русские художники склонны жить внутренним миром преимущественно.

Давайте рассуждать. Вот, мы вытащим человека на ледник, он сыграет русскую народную песню, и что, он станет более популярным в мире глобально? Нет, это так не работает, у нас совсем другая культура. Об Эйнауди я даже не хочу особенно говорить: он создает абсолютно предсказуемые паттерны, преимущественно стряпая их из диатоники.

Его приемы хороши в кино, но как самостоятельные произведения… Для человека сведущего это нарочито элементарно и в основном скучно.

В этом смысле ультра-ультра-минималисты, акционисты, которые вообще почти не развивают музыкальный материал выглядят даже интереснее - сидят как гуру и загадочно шаманят.

Но все это – не о создании тренда. Да и не должно искусство быть таким красивеньким и умилительным, чтобы нравиться всем с первого раза. Оно должно покорять, заполнять человека смыслами изнутри, создавать в нем противоречие. Это гораздо более увлекательно, чем простое наблюдение за внешней красотой.

Мне кажется, пришло время создавать какую-то новую модель, которой раньше не существовало. Следовало бы отказаться от подражания во всем западному опыту, взять только из частностей, и лишь ключевые детали, а схему придумать совсем другую.

И главное: важно помнить, что художник в России – жрец, а не шоумен. В этом основное отличие, это и есть базовый "водораздел".

*Выполняет функции иноагента в РФ


Актуально

Популярные новости за сутки

СВО. Донбасс. Оперативная лента за 21.09.2024
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 21.09.2024
Общество
Олег Царёв: Фронтовая сводка 21 сентября
Олег Царёв: Фронтовая сводка 21 сентября
Разное
Снаряд ВСУ попал в крышу многоквартирного дома в Донецке
Снаряд ВСУ попал в крышу многоквартирного дома в Донецке
Происшествия
В связи с подготовкой фильтровальной станции и объектов водоснабжения к работе в осенне-зимний период, 25 сентября 2024 года будет прекращена подача воды в Макеевке
В связи с подготовкой фильтровальной станции и объектов водоснабжения к работе в осенне-зимний период, 25 сентября 2024 года будет прекращена подача воды в Макеевке
Общество
"Непростая ночь" - удары "по всем тылам"? ВСУ готовят массированную атаку по России - баллистические ракеты, "Нептуны", дроны
"Непростая ночь" - удары "по всем тылам"? ВСУ готовят массированную атаку по России - баллистические ракеты, "Нептуны", дроны
Общество
Карта спецоперации Вооруженных сил России на Украине на 21.09.2024
Карта спецоперации Вооруженных сил России на Украине на 21.09.2024
Общество
"Желанное Первое и Второе". Военный историк о том, как отодвинуть ВСУ от Донецка
"Желанное Первое и Второе". Военный историк о том, как отодвинуть ВСУ от Донецка
Общество
Сегодня в г.Донецк проходило открытое первенство Донецкой Народной Республики по легкой атлетике среди юношей и девушек
Сегодня в г.Донецк проходило открытое первенство Донецкой Народной Республики по легкой атлетике среди юношей и девушек
Донецк
На одном из подъездов Донецка сегодня появился такой плакат
На одном из подъездов Донецка сегодня появился такой плакат
Общество
Фронтовая сводка на вечер 21 сентября от Олега Царёва
Фронтовая сводка на вечер 21 сентября от Олега Царёва
Разное
Больше сотни дронов: ВСУ ночью атаковали Россию, есть погибшие
Больше сотни дронов: ВСУ ночью атаковали Россию, есть погибшие
Общество
Снаряд ВСУ попал в многоквартирный дом в Донецке
Снаряд ВСУ попал в многоквартирный дом в Донецке
Общество
Больше новостей на News-donetsk.ru