На Южно-Донецком направлении специальной операции идут ожесточенные бои. Там действуют танкисты соединения морской пехоты Тихоокеанского флота, которые в конце прошлого месяца освободили важный стратегический пункт − село Новомихайловка.

Говорят, как корабль назовете, но это совсем не тот случай. Т-80 с легкой руки экипажа пусть еще не «Барс», а «Барсик», но с повадками дикой дальневосточной кошки. Когда на него навешивали противоминные тралы, говорили, что он выпустил коготки и дерет любое покрытие.

Позывной Башка, оператор-наводчик танка Т-80БВ: «Тралы накидываются, получается, что мины по бокам раздвигает. Есть еще катковые тралы. Он по ним едет и взрывает».

Когти пригодились при освобождении села Новомихайловка. На штурм украинских опорников экипаж шел в авангарде колонны бронетехники и первым принимал на себя огонь.

Позывной Малой, командир танка Т-80БВ: «Мы только заехали в лесополку, нам сразу ПТУР прилетел в левую гусеницу, третий каток полностью оторвало вообще, гусянка разулась. Было попадание осколками так же в пушку, но серьезных травм нет никаких, все хорошо обошлось».

Даже с поврежденным стволом экипаж из боя не вышел. Огонь вели из пулемета, вращая башней, продолжали наводить разбитую пушку и ужас на обороняющихся украинских военных.

Позывной Малой, командир танка Т-80БВ: «Мой наводчик передавал, что они бросали автоматы и убегали, когда он наводил на них пушку, им страшно было просто глядеть на танк. От одного вида было страшно».

Малой — самый младший в экипаже, отсюда и позывной. На фронт он пошел в 19 лет добровольцем по стопам отца, дослужился до командира танка. Не раз его машину подбивали. Но, видимо, у «Барсика», как у настоящего кота, девять жизней, плюс опыт отчаянного мехвода выручает.

Позывной Димарик, механик-водитель танка Т-80БВ: «Мне нравится, хороший, резвый танчик. Привыкнуть просто надо сперва. После машин тяжело немножко, привыкаешь, совсем другие ощущения. Хороший танк, хорошая машина».

Они работают не только прямой наводкой, выкатываясь в танковых атаках вплотную к украинским окопам, но и ведут огонь с закрытых позиций, как артиллерия, разбирая целые укрепрайоны и расчищая путь пехоте. Даже ночью не дают противнику покоя. Украинские специалисты контрбатарейной борьбы постоянно пытаются нащупать позиции танкистов. Рядом то и дело что-то прилетает, ПВО отрабатывает. Но куда чаще ракет и снарядов прилетают вражеские беспилотники. Танк укрыт системами радиоэлектронной борьбы, навесной динамической защитой и противодронными сетками. Такие сейчас на передовой устанавливает каждый экипаж своими руками.

Надстройка на башне, которая защищает машину от сбросов и коптеров, называется «мангалом» не только потому, что внешне по форме похожа. Когда происходит сброс и детонирует от решетки, видна вспышка. Создается ощущение, что на мангале развели огонь. Это весьма эффективная защита, которая спасает и технику, и экипаж.

Позывной Башка, оператор-наводчик танка Т-80 БВ: «Стояли наведенные, прилетела „Баба-яга“. Она кидала снаряды в нас, но танку вреда не нанесла. Они стараются в бок, получается, кидать, по-другому неэффективно снаряд будет использоваться, потому что он сам рассеется».

Когда фронт начал активно двигаться, «Барсик» все реже дремлет на солнце в укрытии. Зализав раны в ремонтном батальоне, каждый день машина выходит на охоту. Экипаж готов вступить в бой и с немецкими кошками, тогда можно будет закрасить последние две буквы в имени танка.