Как чемпион Европы по авиамоделированию метает под Курском «Молнии» во врага
- Тебе уже штрафы начали приходить? — спрашивает коллега, когда мы пролетаем под очередной дорожной камерой.
Скорость в прифронтовых районах Курской области сегодня — это не лихачество, а условия выживания. С момента вторжения противник успел завести на нашу территорию группы, специализирующиеся на дронах-камикадзе и устроил террор на дорогах. Беспилотники атакуют без разбора. В пятницу в результате удара дронами ВСУ погибли два волонтера Народного фронта, которые приехали из Донецка помогать с эвакуацией курян. Заряд влетел в машину, на которой они вывозили гражданских.
Поэтому те же волонтеры-энтузиасты предпочитают набрать штрафов, но повысить шансы на выживание. FPV-дрон в среднем летает на скорости около 100 километров в час. Вот и приходится жать на педаль.
Мимо проносятся дорожные указатели с названиями поселков, фигурирующих в сводках нашего Министерства обороны. Ровной линии фронта нет, поэтому чтобы попасть из пункта А в пункт Б приходится совершать причудливые петли, ориентируясь на маршрут, прописанный «встречающей стороной». Навигатор не работает из-за фонящего на крыше РЭБа (системы радиоэлектронной борьбы против дронов), поэтому ориентируешься по-старинке, пальцем по карте.
Александр КОЦ
На точке нас ждет один из бойцов Отдельного батальона спецминирования «Феникс». Читатели «Комсомолки» знают это подразделение по моим репортажам из ЛНР. Часть отряда сейчас работает и на Курском направлении. Это единственный в России штатный батальон дистанционного минирования с помощью дронов. Но он имеет на вооружении и целую линейку ударных беспилотников — от обычных FPV-квадриков до камикадзе самолетного типа.
Как раз такие со звучным названием «Молния» оператор с позывным «Оша» готовил к вылету, когда мы добрались до точки запуска на одном из участков фронта. На вид невзрачные модели, которые когда-то мастерили в пионерских кружках. Но главное — не внешний вид, а «начинка». А такие самолеты и летят значительно дальше обычных FPV, и заряд несут посерьезнее.
Оператор дронов с позывным "Оша"
Александр КОЦ
Молодой рассудительный парень в прошлом зарабатывал игровыми стримами в интернете. В пандемию аудитория просела из-за того, что в сферу зашли крупные блогеры, и «Оша» решил: надо заняться чем-то другим. И пошел на контракт в армию. Сначала служил в Таджикистане в 201-й бригаде, затем перевелся в родную Самару в бригаду миротворцев. С ней и заходил на Украину в феврале 2022-го.
- Сложно управлять таким? — спрашиваю «Ошу», который обычным скотчем прикручивал к самолету кумулятивный заряд КЗ-6.
Александр КОЦ
Александр КОЦ
Мы сидим в густой лесополосе, укрытые густыми деревьями. И это непривычно, потому что в зоне СВО у линии фронта целых «лесополок» практически не осталось. Все побито снарядами.
- Я не скажу, что сложнее. Здесь очень много тонкостей, которых нет в обычном дроне. Там идет вертолетная тяга, и ты контролируешь все руками, мощностью моторов. Здесь совершенно другой фактор, ты должен знать физику, геометрию очень-очень хорошо, понимать погодные условия, разбираться в цветах полей, лесополок, потому что от каждого идет свой воздушный поток. Должен понимать, что такое «термики», турбулентность, схождение циклонов, - давит интеллектом «Оша». - Все, как в большой авиации.
Александр КОЦ
- А у тебя-то откуда такие знания?
- 16 лет авиамодельного спорта. Я мастер спорта, чемпион Европы, трехкратный чемпион России. На чемпионате Европы и защитил мастера спорта. Там все примерно то же самое, только класс – воздушный бой. Взлетает 6 экипажей и друг за другом гоняются за ленточками.
- А в батальон как попал?
- По объявлению, - смеется «Оша».
Александр КОЦ
Напарник «Оши» выходит из лесополки и «заряжает» воздухом пневматическую катапульту. Оператор надевает очки, в которых управление идет от первого лица. Предполетная проверка систем управления, контрольный запуск винта, катапульта почти бесшумно выталкивает самолет в небо, и тот быстро набирает высоту. До цели лететь минут 20, «Оша» рассказывает о своем боевом пути. Вообще-то изначально в армии он был штурмовиком. Получил ранение, уволился, пошел воевать в ЧВК «Вагнер» - в Центральной Африканской Республике. Опять же — штурмовиком. А когда компанию расформировали, решил вернуться в Минобороны, но уже по специальности БПЛА. Увидел в Телеграм объявление о наборе в «Феникс» и написал.
- Ты же мог после ЧВК дома остаться…
- У меня 9 классов образования, поэтому летчиком не стать. А тут почти что настоящая авиация, - смеется он. — Ну и, наверное, это уже дело привычки. Я знаю, что приношу пользу. Потому что мы здесь за правду, надо доделать то, что было начато когда-то давно. Я, кстати, не поддерживаю ругань в адрес противника. Он враг, но в любом случае, какой бы он ни был, надо иметь долю уважения. Потому что мы, как минимум, на одном поле брани.
- Сложный противник?
- Для меня – нет. Самое сложное – работа в тылах, с картами, поиск новых точек. Потому что здесь все зависит от меня, выживет моя команда сегодня или нет. Был уже такой опыт, когда только пришел в «Феникс», получил крылья. Мне сказали: вот тебе точка классная, мы оттуда летаем, все хорошо. А там 2 километра от линии соприкосновения. И было очень жарко, когда увидели, что я на крыльях. К нам начало лететь всё. После этого я понял: ага, эта шахматная игра будет теперь на моей стороне, теперь я понимаю, что и как мне делать. И после этого уже с командой садимся вместе, разбираем карту, куда встаем, как действуем. Полностью все прорабатывается изначально в тылах, и только потом начинаем действовать. Раньше в штурмовых подразделениях работали по принципу «на месте разберемся». Здесь такое не пройдет.
Александр КОЦ
«Оша» вдруг замолкает. Цель близко. В первую очередь обычно он охотится на тяжелую технику - танки, самоходки, все то, до чего не могут дотянуться наши ребята, летающие на обычных фи-пи-ви-дронах. В этот раз нужно уничтожить ретранслятор противника, который тот установил на вышку сотовой связи. Видно, как под очками напрягается лицо оператора. Пальцами он подруливает самолет. На него сильно давит вражеский РЭБ. Картинка то распадается, то меняет цвет. «Есть», - скромно говорит он в итоге, снимая со вздохом очки. Как будто попал «бычком» в урну.
- А с той стороны есть те, с кем соревновался до войны? — спрашиваю, пока парни устанавливают на катапульту следующий самолет.
- Есть. Имена называть не буду, но это очень-очень сильные ребята. У них вообще этой темой увлечено больше людей, чем у нас. Поэтому противник очень силен именно в этом направлении. Надо и у нас развивать технические виды спорта, авиамодельные, автомодельные, судомодельные кружки. Мы сразу охватываем воздух, землю, воду… Но у них спортсменов сейчас в беспилотной теме очень много, потому и развитие идет быстро. А у нас на фронт поехали единицы. Кстати, среди разработчиков «Молнии» они тоже есть. Поэтому удачный самолет получился. Но привлечь много спортсменов сюда очень тяжело. Потому что мы здесь каждый рискуем жизнью, а они и дома неплохо себя чувствуют.
Любопытно, что при этом «Оша» говорит, что воевать ему не нравится. И от осознания того, что результат его работы — убитые солдаты врага, волны удовольствия не расплываются по всему телу. Он просто чувствует себя на своем месте. А где фронт пролегает — неважно. Важно победить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
У Киева "припрятан" козырь? Какой удар могут готовить ВСУ под прикрытием Курска
Военкор Коц: ВСУ может замышлять ещё один удар (подробнее)
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Нападение на Курскую область - разминка. Основной удар Украина нанесет позже (подробнее)