Алексей Кулемзин: Дорога детская, но всё по-взрослому!
Дорога детская, но всё по-взрослому!
Детская железная дорога города Донецка давным-давно вышла из детского возраста. В этом году ей исполняется 88 лет. Она была открыта в ноябре 1936 года благодаря инициативе пионеров средней школы 3, которые обратились в Сталинские обком и горком партии с предложением построить в городе дорогу для обучения будущих железнодорожников.
Первоначально малая Южно-Донецкая дорога проходила через парк культуры и отдыха им. Александра Щербакова. Её протяженность составляла около 1 километра, она была названа в честь партийного лидера – Сергея Кирова. И хотя дорога была детской, здесь были все атрибуты настоящей «железки»: вокзал с залом ожидания, железнодорожный мост, стрелки, семафоры и т.д. Магистраль насчитывала 2 станции: «Орленок» и «Счастливое детство».
К её открытию подготовили 100 путейцев, 40 водителей вагонов, связистов, дежурных и начальников станции (естественно, все были дети и подростки). В начале 1940-х годов планировалось модернизировать дорогу, увеличить количество станций и подвижной состав, который состоял из трамвая и прицепного вагона. Но пришла война...
В годы оккупации дорога им. Кирова была полностью разрушена и её решили не восстанавливать.
Второе рождение Детской железной дороги в городе состоялось в мае 1972 года благодаря Виктору Приклонскому, который руководил Донецкой железной дорогой с 1968 по 1981 годы. Её строительство началось в марте 1971 года в парке им. Ленинского комсомола. Она возводилась молодёжью ударными темпами и была построена всего за один год.
Сегодня на дороге работают 2 станции – «Пионерская» и «Шахтерская», её протяженность составляет 2 километра 100 метров. До 1990-х годов работала ещё и станция «Победа», но из-за кризиса тех лет её закрыли.
Главная цель Детской ж/д – образовательная, приобретение знаний, навыков, опыта работы. За годы своего существования здесь прошли обучение более 45 тысяч юных железнодорожников, более 17 тысяч из них связали свою дальнейшую жизнь с железной дорогой.
В составе дороги 2 тепловоза и 5 вагонов. В мирное время она традиционно работала в выходные и праздничные дни с мая по октябрь, но с 2022 года из-за украинской агрессии и обстрелов движение поездов было приостановлено.
В следующем году планируется отремонтировать Донецкую детскую железную дорогу им. Приклонского. Так что не исключено, что над парком вновь разнесётся гудок паровоза и поезд унесёт юных пассажиров в сиреневую даль.