На прошлой неделе в Донецке прошел обучающий семинар для социальных координаторов филиала Фонда «Защитники Отечества» по ДНР. Хочу высказать своё личное мнение о важности работы, проводимой сотрудниками Фонда по оказанию помощи в оформлении статуса «Ветеран боевых действий». Они работают не только с уволенными в запас военнослужащими, которые состояли в штате подразделений Народной милиции и Внутренних войск ДНР по контракту, или призванных по мобилизации на момент начала СВО. С этой категорией всё понятно, поскольку получить соответствующие подтверждающие документы из отдела кадров воинской части, это вопрос хотя и требующий определенного времени, но всё же технический.
Гораздо сложнее обстояло и обстоит дело с добровольцами 2014-го года, теми, кого называют ополченцами «первой волны». Дело в том, что в то время, когда кадровая украинская армия, по приказу Турчинова, попыталась нести на Донбасс майданные правила жизни, ополченческие подразделения в ДНР формировались в буквальном смысле на ходу. В строй тогда становились в основном гражданские, многие из которых даже не имели опыта срочной службы. Они воевали, получали ранения и погибали, часто не задумываясь том, что впоследствии нужно будет легализовывать своё участие в боевых действиях. Как говорится, тогда было чем заняться. Позже, когда пришло время юридического обоснования, не раз приходилось слышать о возникающих сложностях, которые ранее совершенно не предполагались, хотя и были предсказуемы и логичны.
Дело в том, что желающие получить статус и положенные к нему льготы, как это нередко бывает, обнаружились и среди тех, кто к ополчению никакого отношения не имел. Поэтому государство, естественным образом, правомерно поставило условные «фильтры», которые должны были подобных непорядочных личностей отсеивать. К примеру, если нет удостоверяющего документа из отдела кадров (а ему повторюсь, зачастую взяться было банально не откуда), то нужны три свидетеля-сослуживца, подтверждающие фото-видео или наградные документы. Не стоит кривить душой, в отдельных случаях это легче сказать, чем сделать. По сослуживцам – «иных уж нет, а те далече», попадать в объектив в то время многие избегали, чтобы не подставить родственников оставшихся на подконтрольной ВСУ территории, да и награды тоже получали не все. Хотя, надо признавать, что это действительно минимальные критерии, позволяющие государству ставить заслон перед теми, кто в 2014-м условно уехал в Воронеж работать таксистом, а в 2023-м пытается получить ВБД, как участник боёв за Донецкий аэропорт.
По большому счёту, тем, чтобы помогать людям, реально отстаивавшим право Донбасса остаться русским (то есть самим собой) с оружием в руках, и занимается Фонд «Защитники Отечества». И это работа, социальное значение которой, в наше военное время, переоценить невозможно.